Москва! Ты древо бытия!
Ирина Лесная-Иванова. Древо Москвы
и заморские птицы.
– М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018.

Вышла в свет книга поэтессы Ирины Лесной-Ивановой «Древо Москвы и заморские птицы». Её автор – кандидат философских наук, член МГО СП России, уже известная читателям по поэтическим произведениям: «Поиск утраченного», «Лики искусства», «Дары вдохновения», «Новая ветвь». В книге И. Лесной-Ивановой представлены образы мировой культуры разных стран. По форме – это стихотворения самых различных жанров и видов: лирика, драматические стихи, сатира, экскурсионные вирши. Но все они объединены одной целью – воспеть общечеловеческие ценности и воплощающие их мировые шедевры, и глубоко родственные душевным переживаниям, и просто ставшие вехами на дороге воспоминаний о виртуальных и реальных путешествиях по различным странам.

Книга делится на три части: «Заморские птицы» (стихи о культуре зарубежных стран)», «Древо Москвы» (произведения о столице России), «Мгновения забытых лет» (любовная лирика). На её страницах оживает героиня произведения В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Возлюбленная С. Дали Гала (Елена Дьяконова) разговаривает с художником; Ж. Санд пишет письма Ф. Шопену. В цикле «Франция» предстают две грани Французской революции. Вспоминая вместе с автором исторические уроки прошлого, мы задумываемся о том, что высокая цель обретения счастья должна быть осуществлена благородными средствами. «Надо думать снова и снова, как без выстрела победить», – говорит И. Лесная-Иванова» в стихотворении «На день взятия Бастилии». Тема бесчеловечности насильственных изменений мирового порядка продолжается в цикле «Испания». Стихотворение «Герника Пикассо» начинается словами:

Герника – это взорванный мозг.

Душа распалась на части.

Герника – это упавший мост.

Это моё несчастье.

Отсутствие любви к человеку, к миру, культуре ведёт к войне. Разрушению и безлюбию в испанском цикле противостоит образ поэта Г. Лорки, который, когда фашисты вели его на расстрел, указал им на рассвет в апельсиновой роще и сказал: «А всё-таки – встаёт солнце». Любовь требует жертв, а иногда и самоотречения. Эта идея звучит в датско-польском цикле, жемчужиной которого является стихотворение «По мотивам известной сказки Г.Х. Андерсена».

Тема безответной любви продолжается в итальянском цикле, который открывается стихотворением «Воспоминание Петрарки о встрече с Лаурой». «Воздух болью звенит!», – восклицает поэтесса и описывает, как знаменитый классик пытается найти забвение душевных мук в творчестве. В стихах об Италии оживают Мона Лиза, герои картины Тициана «Вакх и Ариадна»; яркий монолог, обличающий антинародный Сенат, произносит Конь Калигулы. С итальянскими стихами перекликается роскошный греческий цикл, в котором читатели знакомятся с историей жизни Сократа.

Вызывает сочувствие судьба Медеи в стихотворении «Над Еврипидом». Любовную тему продолжают произведения «По мотивам воспоминаний о Пенелопе», «Лебедь-бог», «Античное сновидение». Важно заметить, что в греческом цикле звучит тема рока («Возлюбленная Аполлона», «Встреча с царём Эдипом», «Эдип ослепший»).

Дух поэтессы преодолевает границы пространств и времён, воплощается в различных исторических личностях, героев и героинь мировой культуры, путешествует по Англии, Германии, Японии, Индии, Америке и возвращается в родную Москву. С восторгом говорит И. Лесная-Иванова:

Москва! Ты древо бытия!

Здесь наши семьи, словно гнёзда!

Для любящего свой город, свою страну никакие красоты мира не заменят Родину, и поэтесса с восторгом пишет о Москве:

Что пред тобой Берлин,
Париж,

Стокгольм и Рим,
и Амстердам?

Ты солнцем радости горишь,

Дорогу освещая нам.

Сияешь огненной жар-птицей,

Невестой светлой,
царь-девицей,

И белой лебедью плывёшь.

Из всех земель к себе зовёшь.

Москва для автора не только территория, место проживания, но и город, данный Богом для любви и познания мира и Господа, «книга бытия». Вот почему здания столицы представляются рунами, в которых запечатлена судьба человечества, а в гербе Москвы видится тайный знак того, что Россия победит всех своих врагов и воскреснет. Символы родного города наполнены святостью: «Я пред гербом Москвы стою, как пред священною иконой!» – говорит поэтесса.

Книга И. Лесной-Ивановой поражает эрудицией, мастерством, красотой и простотой слога, искренностью в описании любовных чувств. Хочется верить, что она найдёт своего читателя и надолго останется в сердцах людей.

Валентина Петрова