Исход
Светлана Замлелова. Исход: роман. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018. – 392 с.

 

Новый роман Светланы Замлеловой «Исход» отсылает читателя к драматическим и судьбоносным для России событиям начала XX века. На фоне этих событий и развивается сюжетная линия. Предгрозовая атмосфера, царящая в стране, показана автором ярко и убедительно, с глубоким пониманием её внутреннего смысла и знанием бытовых реалий того времени. По сюжету молодая девушка из ортодоксальной караимской семьи, в процессе своего личностного формирования столкнувшаяся с непониманием родных, оказывается выброшенной в водоворот жизни и вынуждена самостоятельно, порой буквально на ощупь, искать свою дорогу. Пройдя через ряд невзгод и разочарований, способных сломить и более сильного человека, Милка Ламчари (после крещения в православие ставшая Ольгой) обретает целостное мировоззрение, верные и устойчивые представления о добре и зле, избавляется от иллюзий, не позволяющих видеть жизнь без прикрас, такой, какая она есть.

Роман «Исход» можно определить как философско-психологический. Для Светланы Замлеловой вообще характерен интерес к психологической подоплёке поведения своих героев, к подспудной мотивации их действий и поступков. В то же время автор стремится постигнуть суть описываемых событий через философское осмысление, понимание причинно-следственной связи явлений. Несмотря на то, что первоначальный порыв к духовному преображению героини романа был связан с её крещением, в развитии сюжета автор не акцентировала на этом внимание. Процесс духовного становления шёл постепенно, проявлялся в мыслях, поступках и устремлениях Ольги. В этом роман «Исход» представляет собой серьёзный прорыв, шаг вперёд современной российской прозы, в которой за постсоветские три десятилетия религиозность оказалась преувеличенно эстетизированной, сведённой к внешним признакам и атрибутам, часто в ущерб подлинной духовной содержательности, т.е. самой сущности религиозной веры.

Особого внимания заслуживает описание участия Ольги в полярной экспедиции, в ходе которой её представления о жизни получают новое выражение. Концовка романа остаётся открытой, дальнейший жизненный путь Ольги проходит уже за пределами текста. Она вышла из выпавших на её долю испытаний преображённой, свободной от иллюзий, открыто глядя в будущее. Её личный Исход со­стоялся.

«…И показалось Ольге, что сама История, неумолимая дама, заглянула на мгновение ей в глаза. И поняла Ольга, что это поступь Нового слышна отовсюду. Новое грядёт не потому, что так устроили какие-то люди, а потому, что иначе не может быть. Старое отжило своё и умирало, а Новое должно было занять его место, потому что вечного и постоянного ничего не бывает на свете. Как бы ни были полны закрома и сундуки Старого, недоставало там чего-то главного. Никто не знал, каким будет Новое, но остановить его нарождение, воспрепятствовать его власти было уже никому не под силу…».

Умело вплетённые в текст искромётный юмор и мягкая ирония сообщают роману постоянное и пленительное ощущение доброты, которое сглаживает и очеловечивает даже тёмные стороны бытия, затронутые в книге. А потому роман оставляет светлое, жизнеутверж­дающее послевкусие.

Голубничий Иван