Флоренция. Вид с холма
Пятая книга многолетнего обозревателя «Литературной газеты» Алисы Даншох рассказывает о Флоренции. Той самой, которую Дмитрий Мережковский назвал «серой, тёмной, и очень простой, и необходимой». Необходимым, как известно, этот город был для многих ярких представителей отечественной культуры. В их ряду Д.Фонвизин, Ф. Достоевский, П.Чайковский, В. Брюсов, А.Блок., А. Ахматова, И. Бродский, Андрей Тарковский. И это в какой-то степени объясняет внимание признанного мастера культурологических эссе  Алисы Даншох к Флоренции. Впрочем, не внимание, а давнюю и верную любовь.
После вкусных и трогательных «Кулинарных воспоминаний счастливого детства» и интересной истории  «Не совсем святого семейства из Серебряного переулка»  читатели  гадали – о чем будет очередная книга. Первые публикации глав из нее в Москве, Лондоне и Тель-Авиве читателям  пришлись по душе.  Алиса Даншох – автор смелый. Ее не смутили и не напугали сотни томов о Флоренции. У нее истории  свои, собственные, личные, если хотите. И вид на Флоренцию с холма в данном случае – понятие не только географическое, но и культурологическое. Так видит Алиса Даншох, так знает, так пишет.
Далеко не всем поклонникам ее таланта удастся погулять с автором по этому древнему городу и услышать от нее, попытаться понять – почему русскую душу так манило и манит на берега Арно. Читатель, вы будете удивлены, но исторический факт: самое первое описание русского путешествия в Западную Европу было именно во Флоренцию, в знаменитый собор 1439 года. Теперь почти на исходе первое двадцатилетие века 21-го. И с выходом этой книги появилась счастливая возможность, не вставая с любимого кресла, узнать много нового и, безусловно, любопытного от Алисы Даншох. Это давно стало ее фирменным стилем  – рассказывать о чем-то известном по-своему, да так что с кресла не встанешь, пока глава не закончится. Убежден, книга эта, познавательная и информативная, увеличит число тех, кто в истории из Флоренции влюбится, а значит, и город этот станет им ближе. Может, кому-то из читателей не удастся побывать там, где Достоевский, спасаясь от московских кредиторов, писал «Идиота», а Чайковский «Орлеанскую деву».
После возвращения из Италии Петр Ильич написал струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»  – это многое значит. Я слушал эту музыку, когда читал верстку. И как будто наяву ощутил мягкую негу, пережил бесснежные зимы, увидел почти всегда легкое небо , плавные линии тосканских холмов, узкие улочки… Алиса Даншох меня убедила: Флоренция никого не может оставить равнодушным. Убедила, уверен, не только меня, но и всех, кому доведется прочитать ее новую работу.  И сделала это, как всегда, блистательно. С чем автора искренне поздравляем!

Леонид Колпаков «Литературная газета»