101 разговор

«101 разговор с Игорем Паниным» — это сборник интервью с поэтами, прозаиками, издателями, общественниками и политиками, опубликованных в таких крупных российских изданиях, как «Независимая газета», «Аргументы неделi», «Литературная газета», «Литературная Россия» и другие. Это — новая книга поэта, литературного критика и публициста Игоря Панина, в которой он раскрывается как талантливый, неординарный интервьюер.

Логика составителя очень проста и правильна: по одному интервью с каждым литератором — кое-что в сокращенном варианте, кое-что в первоначальном, авторском, не искаженном газетными правками — только самое интересное и значимое.

Книга состоит из трех частей. Первая и самая большая часть — «Беседы о литературе» — полностью посвящена литературным вопросам, это более 60 бесед с писателями, в которых обсуждаются все основные проблемы современного литературного процесса в России. Вторая часть книги называется — «Не только о литературе», и в ней поднимаются другие немаловажные вопросы: проблемы национального самоопределения, проблемы образования, культуры и политики. А в третью часть — «Отвечаю на вопросы» — вошли интервью с самим Игорем Паниным.

Впрочем, разделить первую и вторую части книги можно только условно, так как литература неотделима от жизни и всего, что волнует писателей и читателей. К тому же беседы, собранные в книге, трудно назвать интервью в полном смысле слова: это именно разговор — живой и непринужденный разговор неравнодушных людей. Благодаря этому тексты сохранили самое главное: человека. От читателя не скрывается ничего: прямодушно высказываются мнения, не прячутся за формальностями отношения между интервьюером и интервьируемыми. Но самое главное и удивительное — это то, как ярко раскрываются в разговорах личности собеседников: читая тексты, в которых часто нет личных вопросов, мы, однако, узнаем многое о жизни героев, их характерах, амбициях, отношении к себе, своему творчеству и литературе в целом. В беседах сохранена и манера речи, и, кажется, можно даже услышать интонацию говорящего и увидеть, с каким выражением лица он произносит те или иные фразы — возникает «эффект присутствия», словно мы сами находимся в той комнате, где происходит беседа. И это особенно ценно.

Интересна и практика «Трех обязательных вопросов» в конце интервью. Это формат некоторых бесед, публиковавшихся в «Литературной газете». Независимо от того, о чем шёл разговор, Игорь Панин задает многим своим героям три дополнительных вопроса:

1. «В начале ХХ века критики наперебой твердили, что писатель измельчал. А что можно сказать о нынешнем времени?»

2. «Почему писатели перестали быть „властителями дум“? Можете ли вы представить ситуацию „литература без читателя“ и будете ли продолжать писать, если это станет явью?»

3. «На какой вопрос вы бы хотели ответить, но я вам его не задал?»

Именно в ответах на одинаковые вопросы в полной мере раскрывается различие подходов к жизни и к литературе. Например, поэт Юрий Беликов считает, что «литература без читателя» давно стала явью и признается, что «и раньше писал стихи для себя и… для деревьев», а прозаик и журналист Василий Авченко считает, что «тексту нужен читатель, иначе для чего текст?» Вопросы, на которые герои интервью хотели бы ответить, позволяют в очередной раз подивиться тому, насколько интересные люди — литераторы, и сколь многое их волнует: здесь и реплики о судьбе России, и предположения о конце света, и о том, как родилась литература, о значении писателя, о сырье, и даже о том, есть ли жизнь на Марсе…

Среди собеседников Игоря Панина — литераторы разных поколений и разных литературных течений. «Кого тут только нет. И в какой еще книге Эдуард Лимоновсоседствует с Виктором Ерофеевым, а Захар Прилепин с Андреем Битовым — отмечается в предисловии. Действительно, количество и разнообразие собеседников впечатляет: Валентин Распутин, Юрий Бондарев, Александр Проханов, Дмитрий Глуховский, Сергей Шаргунов, вице-премьер Дмитрий Рогозин, даже актер Владимир Пермяков, известный по роли «Лёни Голубкова» в рекламе «МММ». А еще, историк моды Александр Васильев, сценарист и писатель Виктор Мережко и многие, многие другие. По сути, «101 разговор» — одна из немногих книг подобного формата, охватывающая такой широкий круг людей.

Однако, несмотря на все различия, героев интервью объединяет то, что все они не только болеют душой за Россию, но еще и являются людьми пишущими. А еще понимают, что литература — это не рейтинги, не тиражи и не престижные места на полках книжных магазинов, а духовная жизнь языка и народа, на этом языке говорящего. А вот кого нет в «101 разговоре», так это тех, кто, как сказано в предисловии, «русофобскими высказываниями закрыл себе дорогу не только в данную книгу, но и в русское пространство». Действительно, во всей книге Вы не найдете ни одного «русофобского высказывания», а в наших реалиях — один этот факт уже делает её уникальной.

Очень правильно и решение автора поместить в книге и собственные интервью. Выступая в качестве интервьюера Игорь Панин полностью «раскрывает» своих героев, но каков же он сам? Возникает вполне резонное желание узнать его собственные мысли, и третья часть книги приходится как раз кстати. Чего стоит одна только беседа с Захаром Прилепиным, который задает Панину довольно сложные вопросы на самые животрепещущие темы.

Напоследок хочется заметить, что интервью в книге замечательно структурированы: кроме того, что книга поделена на части, о чем сказано выше, тексты размещены по алфавиту (по первым буквам фамилий), что очень удобно для читателя: хочешь — читай подряд, хочешь — по темам, а хочешь — выборочно.

В целом, книга, безусловно, будет любопытна всем, кому интересна русская культура. А тем, кто находится в процессе изучения современного литературного процесса, «101 разговор с Игорем Паниным» — прямо-таки обязателен к прочтению: благодаря обширности материала и отличной структуре получилась своеобразная писательская «энциклопедия мнений». Потому что кто может рассказать о писателях лучше, чем сами писатели?

**************

СЯДЕМ РЯДКОМ ДА ПОТОЛКУЕМ ЛАДКОМ

Это большое искусство – собрать в одном месте людей с разными жизненными позициями и взаимоисключающими политическими взглядами. В реальности это практически невозможно. Но это удалось Игорю Панину в книге-сборнике интервью, которые публиковались им с конца «нулевых» по 2016 год в «Литературной газете»», «Литературной России», «Независимой газете» и других изданиях.

Интервью – это конёк Игоря, умеющего разговорить собеседника. Причём, не просто разговорить, а незаметно заставить говорить искренне, когда человек забывает, что слово – не воробей, и его мысли вскоре станут известны десяткам тысяч людей.

Собственно, о книге. Её можно было назвать и «1001 разговор», думаю, у Панина и на это количество хватило бы текстов, но у каждой книги есть объём и бюджет. Сама книга состоит из трёх разделов. В первом, «Беседы о литературе», учитывая, что Игорь сам поэт и журналист достаточно высокого уровня, в основном интервью с писателями. Понятно, что здесь интервьюера интересовали мысли «инженеров человеческих душ» о литературе, о её месте в жизни нынешнего поколения, о будущем российской словесности.

Во втором разделе, «Не только о литературе», Панину удалось создать некий пазл из разноплановых интервью, которые вместе создают чёткую картину сегодняшнего дня. Тут и политики, и общественники, и актёры, и снова писатели.

Диапазон авторов в книге огромен – от молодой поэтессы Марии Марковой до «зубра» отечественной поэзии Евгения Рейна. Кстати, панинская книга отметает всякие обвинения в различных «фобиях» и «филиях» по отношению каким-то национальностям – для Игоря главное, чтобы человеку было что сказать. А домыслы и ярлыки – развлечение для идиотов.

Вполне естественно, что в книге основное количество интервью – с россиянами, но тут же и израильский политолог Авигдор Эскин, и американский поэт Джулиан Генри Лоуэнфельд, и китайский филолог Лю Вэньфэй, и азербайджанский мастер детектива Чингиз Абдуллаев.

Если же кого-то интересует, а что же из себя представляет сам автор этой книги, то именно для этого существует третий раздел: «Отвечаю на вопросы». Тут уже у Панина берут интервью писатели, в том числе и такие известные, как Захар Прилепин.Взгляды Игоря можно разделять и не разделять, но в том, что Панин честен в каждом своём слове, сомневаться не приходится.

Закончить небольшую заметку хочется цитатой самого Игоря Панина: «А сердце отдыхает, когда гляжу на младшего сына Всеволода, которому скоро три года. И хочется, чтоб у него всё было хорошо. Лучше, чем у меня. Чтоб он жил в сильной стране и гордился тем, что русский. Но, наверное, для этого и я должен кое-что сделать». В таких случаях говорят: «Аминь».