Не учите меня жить
Наталия Воробьёва. Не учите меня жить. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2016. – 190 с. – 500 экз.
Жанр этой книги непросто определить. С одной стороны, перед нами сборник рассказов, с другой – любопытный сплав художественности и мемуаристики. Споры о том, нужно ли писать только о предмете, который знаешь, или руководствоваться лишь законами вымыслами, идут столько, сколько существует художественная литература. Каждый автор отвечает на него для себя по-разному. Полагаю, что ответ, предлагаемый Наталией Воробьёвой в книге «Не учите меня жить», близок к универсальному. Надо искать в жизни такие обстоятельства и повороты, чтобы при их описании у читателей дух захватывало… Ей это удаётся. Благо жизнь у Наталии Воробьёвой уникальная. И не столько потому, что ей, актрисе, снимавшейся у Гайдая, у других культовых советских режиссёров, выпало уже в 70-е покинуть СССР по семейным обстоятельствам, а после с чистого листа интегрироваться в европейскую культурную жизнь, и не потому, что блистательная мировая актёрская карьера перешла в не менее яркую карьеру литературную, а потому, что она способна перипетии своих частных историй превращать в убедительные литературные сюжеты с блистательной лёгкостью и безупречным вкусом. И это – я настаиваю – качество жизни, преходящее в качество литературы, а вовсе не наоборот.

Книга «Не учите меня жить» – свое­образное путешествие по биографии автора, по её внутренним токам, по её эмоциональным лабиринтам; погружение в гущу эмоций, которые, несмотря на всю их бурность, Наталия Воробьёва описывает с предельным тактом. Я бы сказал, чувственная ткань её прозы соткана из особого благородного материала. Она не дистиллированна, но её насыщенность всё равно оставляет много недосказанности, заставляет читателя размышлять над тем, как складываются судьбы её героев дальше, за текстом, за гранями рассказанных историй. А персонажей в этой книге немало. И все так или иначе реальны. Автор ни о ком не говорит плохо. Поводом для того, чтобы она взялась за перо становятся не обиды, а восхищение от того, что близкие и ближние люди проявляют лучшие свои качества. Надо cказать, что такой прозы сейчас немного. А ведь именно она, а не сгущённые постмодернистские сумерки, суть нашей словесности.

Города в повествованиях Наталии Воробьёвой – не просто антураж. Они и скрепляют общую композицию сборника, и предстают почти как полноценные действующие лица. Москва, Загреб, Нью-Йорк, Пула, благословенная русская провинция – всё это писатель не описывает впрямую, но с помощью мельчайших деталей, взглядов, ракурсов позволяет читателю пережить свое­образный географический катарсис.

Помимо показа разнообразных эпизодов в книге много философии и неженской, я бы сказал, мудрости. Если автор хочет, она не скрывает своего разочарования в современных реалиях, где подчас расчёт, цинизм, мелкая суета перевешивает то вечное, ради чего живёт человек. И тем радостней, что за этим ужасом нарастающей энтропии она умеет разглядеть прекрасных, чистых и бескорыстных людей. Именно они – герои её книги. Они – подлинные герои нашего времени.

Никита КУТУЗОВ